ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Вниманию родителей –
«Что такое ФГОС?»
В системе дошкольного образования вводится федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений?
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение. Сейчас детские сады работают по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы, а какие утвердят, пока неизвестно. Введение ФГОС пойдет поэтапно, сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде и 2014 год будет так называемым «пилотным», будут созданы стажировочные или апробационные площадки в каждом регионе России, после апробации, как это и положено. Будут уточнены и изменены некоторые положения документа и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом российском детском саду.
Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.
ФГОС дошкольного образования состоит из трёх требований или как мы называем «из 3-х Т», это требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, требования к условиям реализации программы и требования к результатам освоения программы дошкольного образования.
Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
План преемственности дошколньой группы и начальной школы в условиях введения и реализации ФГОС
1 января 2014 года в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольнОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие ФГОС (англ . standart – норма, образец ) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов» « Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану»
Методологическая и теоретическая основа ФГОС ДО - положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте ( А.Н.Леонтьев , Л.И.Божович , А.В.Запорожец , В.В.Давыдов и др.) работы по аксиологии и философии образования ( И.А.Зимняя , В.П.Зинченко , Н.Д.Никандров , В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки образовательных стандартов ( В.И.Байденко , В.П.Беспалько , А.М.Кондаков , А.А.Кузнецов , B.C.Леднев , А.И.Маркушевич , М.В.Рыжаков , В.М.Соколов , А.И. Субетто и др.) научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования ( Л.А.Венгер , М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев , Л.А.Парамонова , В.А. Петровский и др.) законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования.
Цели ФГОС ДО - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения ; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образованияю.
Основные функции ФГОС ДО - обеспечение права на качественное дошкольное образование сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве повышение качества дошкольного образования критериально -оценочная функция обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования оптимизация образовательных ресурсов.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
Федеральные документы
1. Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 г. № 08-10
2. Письмо Рособрнадзора от 07.07.2014 г. № 01-52-22/05-382 "О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО"
3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
Региональные документы
1. Презентация Григорьевой Галины Григорьевны "Психолого - педагогические условия реализации образовательной программы - предмет мониторинга образовательной деятельности ДОО в соответствии с ФГОС"
2. Презентация главного специаслиста отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области "ФГОС ДОО: проблемы внедрения и пути их решения"
Муниципальные документы
1. Приказ Управления образования Администрации Сосновского муниципального района от 30.01.2014 г. № 41-р "О введении в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования"
2. Приказ Управления образования Администрации Сосновского муниципального района от 30.01.2014 г. № 42-р "О создании Координационного совета по вопросам организации введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования"
3. Приказ Управления образования Администрации Сосновского муниципального района от 17.02.2014 г. № 71-р "Об утверждении муниципального проекта "Организация сопровождения ФГОС ДО в ОУ района на период 2014 - 2016 г."
4. Приказ Управления образования Администрации Сосновского муниципального района от 17.02.2014 г. № 72-р "О временной рабочей группе по введению ФГОС ДО"
5. Презентация "Изменения в нормативном правовом обеспечении дошкольного образования"
6. Презентация "Организация мониторинга образователной среды ДОУ на этапе перехода к ФГОС ДОО"
Школьные документы
1. Приказ МБОУ Яковская СОШ от 30.01.2014 г. № 25-о "О введении в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования"
2. Приказ МБОУ Яковская СОШ от 197.02.2014 г. № 44-о "Об утверждении проекта "Организация сопровождения ФГОС ДО в дошкольной группе на период 2014 - 2016 г."
3. Приказ МБОУ Яковская СОШ от 197.02.2014 г. № 44(а)-о "О временной рабочей группе по введению ФГОС ДО в дошкольной группе"
4. Протокол заседания временной рабочей группы по введению ФГОС в дошкольной группе МБОУ Яковская СОШ от 19.02.2014 г. № 1
5. Протокол заседания временной рабочей группы по введению ФГОС в дошкольной группе МБОУ Яковская СОШ от 23.04.2014 г. № 2
6. Положение о дошкольной группе
7. Основная образовательная программа дошкольного образования
8. Положение о взаимодействии с семьями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО)
9. Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
10. Рабочая программа воспитателя